IP-телефония – представляет из себя голосовую связь, которая реализована с использованием сетей передачи данных (IP-сетей). Звонок и общение между двумя и более абонентами происходит по схеме: аналоговый сигнал (голос) с помощью кодеков преобразуется в пакет данных, который перемещается по IP-сетям и проходит декодировку у абонента-получателя пакета данных.
Чем IP-телефония отличается от традиционной аналоговой?
Традиционная телефония построена таким образом, что голосовой сигнал преобразуется в электрический сигнал (аналоговый), который передается с помощью выделенного подключения по телефонным проводам. При всей своей простоте данный вид телефонной связи имеет ряд недостатков, а именно: низкая масштабируемость, требование к прокладке телефонных проводов, сложность во внедрении нестандартных решений или дополнительных сервисов.
IP-телефония является более выгодным решением: она позволяет использовать уже существующие линии связи (локальную сеть абонента), имеет простую масштабируемость, расширенный функционал, позволяет осуществлять бесплатные звонки внутри своей сети и многое другое. Благодаря таким неоспоримым преимуществам VoIP-телефония получила широкое распространение как телефония для офиса (VoIP для бизнеса).
Дополнительный функционал, который получает пользователь при организации VoIP телефонии:
- Ожидание вызова;
- Видеотрансляции и конференции;
- Голосовая почта;
- «Парковка» вызова и удержание вызова (hold);
- Запись разговоров;
- Интеграция с GSM;
- Переадресации;
- Полноценный Call-центр и многое другое.
Протоколы, применяемые в VoIP-телефонии
VoIP-протокол представляет собой набор правил, по которым осуществляется передача голосовых пакетов посредством IP-сетей.
Самые распространённые из них:
- Н.323 — он же набор рекомендаций Н.323;
- SIP (Session Initiation Protocol) — один из самых популярных протоколов в настоящее время;
- SCCP — данный протокол разработан компанией Cisco Systems;
- MGCP — протокол для управления VoIP-шлюзами.
В том числе и другие: RTP/RTCP, HTTP/HTTPS; TCP/IP/UDP; ARP; ICMP; DNS; DHCP; TELNET; STUN; SNTP; LDAP; TR-069; TLS; IPv6.
Кодеки, применяемые в VoIP-телефонии
Кодек (или аудиокодек) – это алгоритм или программа, которая кодирует (сжимает) и декодирует (разжимает) звуковые сигналы. Благодаря этому существенно снижаются требования к ширине и пропускной способности канала передачи данных. Самые распространенные кодеки в IP-телефонии на сегодняшний день: G.729, G.711 (alaw и ulaw), G723.1.
Оборудование
Устройства, предназначенные для организации VoIP-телефонии в офисе и дома: АТС (PBX), телефоны, шлюзы и прочие.
АТС (Автоматическая телефонная станция, PBX) — представляет собой центральное коммутирующее устройство телефонной сети, предназначена для соединения и поддержания связи между абонентами сети. Можно выделить три основных типа IP АТС для офиса: аппаратная, программная, виртуальная.
- Аппаратная АТС – это физическое устройство, которое находится непосредственно у абонента. Такие устройства представлены в продуктовой линейке Grandstream, Yealink, Panasonic, Cisco, Avaya и других производителей VoIP устройств. Например, Yeastar S300, Grandstream UCM6510.
- Программная АТС – это софт (как платный, так и бесплатный), который клиент устанавливает на своем сервере и с помощью него разворачивает у себя телефонную связь. Например, Asterisk, 3CX, FreeSWITCH и другие.
- Виртуальная АТС – она же облачная. Это значит, что все оборудование и ПО находится у оператора-поставщика услуги, а клиент (абонент) осуществляет подключение к АТС через сеть Интернет.
IP-телефонные аппараты – это конечнопользовательское цифровое устройство, предназначенное для общения удаленных абонентов, при этом средой передачи данных выступает IP-сеть, благодаря которой данной оборудование подключено к АТС.
Бывают нескольких видов:
- IP-телефоны – стационарное цифровое устройство, которое позволяет реализовать функционал IP-телефонии. Оснащается дисплеем (цветным или монохромным), имеет несколько SIP-линий, дополнительные клавиши. Например, Avaya 9608G, Yealink SIP-T48S.
- DECT/WiFi — VoIP телефоны – беспроводные IP-устройства, которые используют различные технологии для беспроводной передачи данных. Например, такие устройства, как Grandstream IP DECT DP720, Беспроводной IP Wi-Fi телефон Grandstream
- SoftPhone (программный телефон) – ПО, развернутое на персональном компьютере и позволяющее реализовать весь функционал традиционного IP-телефона. Для удобства используется вместе с гарнитурами или USB-трубками.
VoIP-шлюз – это устройство, которое позволяет подключать телефоны и АТС к IP-сетям. Разделяют несколько видов таких шлюзов по типу:
- цифровые (принимают цифровые потоки E1, ISDN). Например, шлюз SMG-2 от Eltex.
- аналоговые (Шлюз FXO, шлюз FXS). Например, Grandstream GXW4232 (на 32 FXS-порта), Yealink TA810 (на 8 FXO-портов); или комбинированные – D-Link DVG-7111S (Голосовой шлюз с 1 FXS-портом и 1 FXO-портом)/
Также выделяют такую категорию шлюзов, как VoIP-GSM шлюз. Это устройство, которое осуществляет прямую трансляцию телефонного сигнала из цифровой IP-сети в GSM-сети и обратно. Например, DinStar DWG2000B-8GSM на 8 GSM каналов.