IP-телефония – представляет из себя голосовую связь, которая реализована с использованием сетей передачи данных (IP-сетей).  Звонок и общение между двумя и более абонентами происходит по схеме: аналоговый сигнал (голос) с помощью кодеков преобразуется в пакет данных, который перемещается по IP-сетям и проходит декодировку у абонента-получателя пакета данных.

Чем IP-телефония отличается от традиционной аналоговой?

Традиционная телефония построена таким образом, что голосовой сигнал преобразуется в электрический сигнал (аналоговый), который передается с помощью  выделенного подключения по телефонным проводам. При всей своей простоте данный вид телефонной связи имеет ряд недостатков, а именно: низкая масштабируемость, требование к прокладке телефонных проводов, сложность во внедрении нестандартных решений или дополнительных сервисов.

IP-телефония является более выгодным решением: она позволяет использовать уже существующие линии связи (локальную сеть абонента), имеет простую масштабируемость, расширенный функционал, позволяет осуществлять бесплатные звонки внутри своей сети и многое другое. Благодаря таким неоспоримым преимуществам VoIP-телефония получила широкое распространение как телефония для офиса (VoIP для бизнеса).

Дополнительный функционал, который получает пользователь при организации VoIP телефонии:

  • Ожидание вызова;
  • Видеотрансляции и конференции;
  • Голосовая почта;
  • «Парковка» вызова и удержание вызова (hold);
  • Запись разговоров;
  • Интеграция с GSM;
  • Переадресации;
  • Полноценный Call-центр и многое другое.

Протоколы, применяемые в VoIP-телефонии

VoIP-протокол представляет собой  набор правил, по которым осуществляется передача голосовых пакетов посредством IP-сетей.

Самые распространённые из них:

  1. Н.323 — он же набор рекомендаций Н.323;
  2. SIP (Session Initiation Protocol) — один из самых популярных протоколов в настоящее время;
  3. SCCP — данный протокол разработан компанией Cisco Systems;
  4. MGCP — протокол для управления VoIP-шлюзами.

В том числе и другие: RTP/RTCP, HTTP/HTTPS; TCP/IP/UDP; ARP; ICMP; DNS; DHCP; TELNET; STUN; SNTP; LDAP; TR-069; TLS; IPv6.

Кодеки, применяемые в VoIP-телефонии

Кодек (или аудиокодек) – это алгоритм или программа, которая кодирует (сжимает) и декодирует (разжимает) звуковые сигналы. Благодаря этому существенно снижаются требования к ширине  и пропускной способности канала передачи данных. Самые распространенные кодеки в IP-телефонии на сегодняшний день: G.729, G.711 (alaw и ulaw), G723.1.

 

Оборудование

Устройства, предназначенные для организации VoIP-телефонии в офисе и дома: АТС (PBX), телефоны, шлюзы  и прочие.

АТС (Автоматическая телефонная станция, PBX)  —  представляет собой центральное коммутирующее устройство телефонной сети, предназначена для соединения и поддержания связи между абонентами сети. Можно выделить три основных типа IP АТС для офиса: аппаратная, программная, виртуальная.

  • Аппаратная АТС – это физическое устройство, которое находится непосредственно у абонента. Такие устройства представлены в продуктовой линейке Grandstream, Yealink, Panasonic, Cisco, Avaya и других производителей VoIP устройств. Например, Yeastar S300, Grandstream UCM6510.
  • Программная АТС – это софт (как платный, так и бесплатный), который клиент устанавливает на своем сервере и с помощью него разворачивает у себя телефонную связь. Например, Asterisk, 3CX, FreeSWITCH и другие.
  • Виртуальная АТС – она же облачная. Это значит, что все оборудование и ПО находится у оператора-поставщика услуги, а клиент (абонент) осуществляет подключение к АТС через сеть Интернет.

IP-телефонные аппараты – это конечнопользовательское  цифровое устройство,  предназначенное для общения удаленных абонентов, при этом средой передачи данных выступает IP-сеть, благодаря которой данной оборудование подключено к АТС.

Бывают нескольких видов:

  1. IP-телефоны – стационарное цифровое устройство, которое позволяет реализовать функционал IP-телефонии. Оснащается дисплеем (цветным или монохромным), имеет несколько SIP-линий, дополнительные клавиши. Например, Avaya 9608G, Yealink SIP-T48S.
  2. DECT/WiFi — VoIP телефоны – беспроводные IP-устройства, которые используют различные технологии для беспроводной передачи данных. Например, такие устройства, как Grandstream IP DECT DP720, Беспроводной IP Wi-Fi телефон Grandstream
  3. SoftPhone (программный телефон) – ПО, развернутое на персональном компьютере и позволяющее реализовать весь функционал традиционного IP-телефона. Для удобства используется вместе с гарнитурами или USB-трубками.

VoIP-шлюз – это устройство, которое позволяет подключать телефоны и АТС к IP-сетям. Разделяют несколько видов таких шлюзов по типу:

  1. цифровые (принимают цифровые потоки E1, ISDN). Например, шлюз SMG-2 от Eltex.
  2. аналоговые (Шлюз FXO, шлюз FXS). Например, Grandstream GXW4232 (на 32 FXS-порта), Yealink TA810 (на 8 FXO-портов); или комбинированные – D-Link DVG-7111S (Голосовой шлюз с 1 FXS-портом и 1 FXO-портом)/

Также выделяют такую категорию шлюзов, как VoIP-GSM шлюз. Это устройство, которое осуществляет прямую трансляцию телефонного сигнала из цифровой IP-сети в GSM-сети и обратно. Например, DinStar DWG2000B-8GSM на 8 GSM каналов.

Top